На главную Прислать статью Форум Ссылки Обратная связь
 



Магнитная запись: мифы и реальность

Миф первый: качество CD лучше "аналога".

Наверное, некоторым читателям будет смешно и непонятно читать данную статью об аналоговой звукозаписи на магнитную ленту в век стремительного захвата нашего бытия цифровыми системами и носителями звука, однако это было бы смешно, если бы не было так грустно. Производители цифровой звуковой аппаратуры всеми силами пытаются изжить в нас любовь к старому аналоговому звучанию путём замены его на суррогатный цифровой звук, а также выбить из меломанов лишние денежки путём постоянного якобы "совершенствования" и смены цифровых форматов звукозаписи, которые на самом деле являются топтанием на месте - переиграть хороший аналоговый тракт не удалось ещё ни одной цифровой системе. Я лично занимаюсь усовершенствованием цифровых систем воспроизведения (внешних ЦА-конвертеров и стационарных проигрывателей компакт-дисков) с 1993 года, но ни от одной цифровой системы (даже очень дорогой) не слышал того проникновенного и эмоционального звучания, свойственного хорошему аналоговому тракту.

Конечно, чтобы почувствовать разницу в звучании аналогового и цифровых трактов нужно иметь достаточно высококлассную аналоговую аппаратуру. Ни о каких переносных кассетниках и пластмассовых "проигрывателях" винила с кривыми иголками, "убивающими" пластинки, которыми пичкали нас "братья" из Китая не может быть и речи. Я бы сказал, что этими изделиями они дискредитировали и практически уничтожили представление о нормальной аппаратуре аналоговой записи-воспроизведения у молодого поколения, выросшего на компьютерах и CD-ROM'ах, призванных хранить информацию, но не воспроизводить музыку, что хитрый производитель заставил их делать "по совместительству".

Наше поколение (тем кому от 30) прекрасно помнит могучие бобинники и прекрасные стационарные кассетники. В то время одно лишь слово "Nakamichi" или "AKAI" приводило в трепет меломанов и сочувствующих, а упоминание "Tandberg" просто заставляло упасть ниц :))). Отсюда вновь возникший интерес к аналоговым носилям звуковой информации: магнитной ленте и виниловым пластинкам, а также устройствам для их воспроизведения - магнитофонам и проигрывателям. Но легенды легендами, а что же всё таки заставляет нас искать и потом с упоением слушать Vintage технику? А вот что: недостижимые для "цифры" возможности аналогового оборудования донести до нас эмоциональные переживания музыкантов в момент сессии записи, саму атмосферу "живых" концертов, пространство и объём зала. Недаром история хранит такие факты: многие музыканты, впервые "записавшиеся" на компакт-диски были жестоко разочарованы в качестве и разнице звучания "цифры" и студийной аналоговой мастер-ленты, которая являлась исходным материалом для производства компактов. Конечно, с того времени много воды утекло и "цифра" сделала огромный шаг вперёд, но всё таки, всё таки...

Миф второй: полоса частот CD шире "аналога".

Отойдём от субъективизма и рассмотрим вопрос с формальной точки зрения: разница в звучании связана с тем, что цифровой аудиосигнал по сути своей является дискретной функцией, причём жёстко уложенной в тиски математики (теорема Котельникова), т.е. для определённой частоты дискретизации существует формула: Fвер. = 1/2 Fдискр, где Fвер. является верхней теоретически записываемой частотой. По русски говоря, цифровой стандарт укладывает нас при 16 битах (реально 13-15 бит, а в CD-ROM'ах - 10-12бит) и частоте дискретизации 44.1кГц (наиболее распространённый бытовой формат) в полосу до 20кГц (что в принципе маловато для полной звуковой картины - подтверждено многочисленными психоакустическими экспериментами) и чем выше частота звукового сигнала, тем меньше отсчётов приходится на неё, говоря другими словами, точность восстановления звукового сигнала с ростом частоты падает-отсюда ярко выраженное жёсткое и утомительное звучание цифровых "верхов". Чтобы улучшить точность, применяется дополнительная передискретизация сигнала, которая вносит свои специфические искажения, неприятно влияющие на слух.

А что же аналог? Аналоговый сигнал представляет собой непрерывный сигнал во времени - именно так он и записывается, и воспроизводится. Конечно, аналоговым аппаратам свойственны свои искажения сигнала (идеала нет и не будет), но эти искажения совершенно другого свойства и не так болезненно воспринимаются ухом. Хороший бобинник записывает и воспроизводит частоту до 25-28кГц, а хорошие "виниловые" головки имеют полосу вплоть до 50кГц - столько, конечно, не надо, но всё таки - факт остаётся фактом.

Миф третий: долговечность CD выше "аналога".

 Одним из главных преимуществ CD производители указывают простоту использования и долговечность этого носителя. Если с первым сложно спорить, то второе явно наврано. В зависимости от фирмы-изготовителя (а конкретно - чистоты производства) срок службы компакт дисков составляет 20-25лет до момента окисления алюминиевой подложки, запрессованной внутрь. Срок службы перезаписываемых болванок и того меньше. Опять таки,на время службы влияют температура и влажность - наверно многие видели, что становится с компактом, случайно забытым на солнце или перегретым внутри какого-либо китайского авторесивера "Pioneer".

Теперь об аналоговых носителях - мои друзья и я имеем для коллекции шеллачные пластинки производства начала века. Например, у меня есть пластинки выпуска аж 1912 года-так вот хотите верьте, хотите нет - они даже не покороблены. Да что так далеко ходить, многие имеют "винил" выпуска 50-ых годов, с которым за полвека абсолютно ничего не произошло, естественно, если он не выкладывался на солнышко и их не царапали металлическими предметами :).

А студийные мастер-ленты, которые при должном хранении до сих пор используются при производстве матриц для компакт дисков - за 30-40 лет они не потеряли своего качества. Опять таки, могу развенчать ещё один из мифов ухудшения качества магнитных лент после нескольких проигрываний - этот миф навеян отвратительным качеством выпускавшихся советских лент "Свема" и "Тасма" - они и без установки на магнитофон осыпались, а после прогона создавалось такое ощущение, что магнитофон вываляли в грязи :))). Поэтому советую применять ленты фирм "Ampex", "Basf", "Agfa", которые выпускаются и по сей день для студийных целей, конечно, не в таком массовом количестве как раньше. Также, при применении импортных лент Вы будете избавлены от "дурной" привычки менять головки на аппарате раз в полгода - они совершенно не абразивны и обладают отличным качеством полировки, поэтому изнашивают головки очень слабо, в отличие от отечественных "наждачных бумаг" :)). Для примера, последним своим полностью переделанным "Олимпом-005" я пользуюсь уже 4 года, так вот "головы" там ещё стоят родные - пользуюсь только лентой "Ampex". Конечно, это дорогое удовольствие, но поверьте - оно стоит того. Вы будете избавлены от постоянной чистки ЛПМ, изводя на это литры спирта; выпадения сигнала при перезаписи перестанут Вас мучать и в ярости прерывать процесс записи для повтора, перестанет домогать неровная намотка на катушки вследствие косо нарезанной ленты и т.д. Единственной достойной лентой на данный момент осталась профессиональная "Свема" тип А4620-6Р, 3 км которой мне попалось по случаю. Единственное неудобство - она продаётся в размотке 1000 метров на бобышке и её нужно перематывать на пустые катушки, которые сейчас довольно сложно найти. Кстати, о катушках. Советские пластмассовые катушки подвержены короблению и лента при сходе с неё задевает её краями, что негативно сказывается на сроке службы ленты, поэтому рекомендую использовать катушки либо "Славич" (из жёсткой пластмассы), либо импортные металлические (что я и делаю). Единственное но при использовании металлических катушек, необходимость иметь NAB-адаптеры - к сожалению, довольно редкая вещь.


Автор:   http://www.musicangel.ru



Комментарии к статье:

  Добавил:  Александер
К сожалению,самая качественная запись это мастер ленты и магнитофоны.Винил вторичен,а цифровая запись,в звисимости от ушей,может утомить на 10й минуте.К сожалению,потому-что мастер ленты доступны не многим.
  Дата: 2016-05-14
  Добавил:  Юрий
Мой комплект полученный по наследству от скропостижно ушедшего отца: Studer721, OracleDelphiVI, Hafler, B&W Matrix... Когда массово зашли CD докупил туда Phillips882... Все это стоит как память включая 400+ кассет Maxell MA-XG для CD и Теас Studio 46/52 для винила... Все описанное в статье мощнейший бред!!! Любые попытки сравнивать оригинальные CD с плёнками включая 38м/с на Maxell EE писанные на Теас2000 и Revox-77 это чистый фетишь на фоне прозрачного звучания компакта... Слушать с винила - это просто идиотизм, который могут себе богатые нувориши не ценящие коллекционность пластинок...
  Дата: 2016-04-16
  Добавил:  Сергей
Полностью согласен, аналог живой мягкий звук.как жалею что выбросил кучу винила и бобин.
  Дата: 2015-11-17
  Добавил:  Георгий
При всех плюсах аналоговой записи,автор!-ну все это работает при первых копиях и т.д.-вобщем в идеальных условиях.Подавляющее большинство даже тех кто хотел слушать хороший звук,вынуждено было довольствоваться очень посредственным звучанием,следствием которого были и многочисленные перезаписи материала и посредственное качество отечественных аппаратов воспроизведения.
Не нужно путать теоритические характеристики того же Олимпа005(цена которого было скока??-правильно-в районе 1400р-а за аналог этих сумашедших денег сейчас вы можете взять очень достойный проигрыватель СД от какой нить THETA DIGITAL)и того фактического материала попадавшего на его головки.
Я хорошо помню свое впечатление от первых компактов,по сравнению от того материала что приходилось слушать-это было небо и земля!-ни уровень шума,ни разделение каналов,ни динамич.диапазон аналогового материала близко там не валялся
И хотя я по сей день с восхищением смотрю на точнейшую механику AKAI GX9 или DRAGOON от Накамичи,но!!-в повседневной жизни большинства даже ценителей звука-цифра удобнее и качественне.
А что касается той малой части аудиофилов которые могут позволить себе дорогостоящую аналоговую аппаратуру-вы не забывайте народу то говорить -с какого года винил весь пишется с цифрового носителя.-не обманывайте людей и себя.Вам остается слушать только тот материал что у вас есть с далеко прошедших десятилетий.
Ну а про шеллаковые пластиночки-ну это некрофилия какая то-там нет вообще никакого качества звучания и близко.
  Дата: 2015-08-16
  Добавил:  Игорь
головки Teac,их на Ростовы 115 ставили
  Дата: 2014-12-27
  Добавил:  Объемный
У Меня был Сатурн 202с Стерео а бобинны Славич 550 метров вот так я музыку слушал
  Дата: 2014-09-12
  Добавил:  Объемный
у ьеня был Сатурн 202с Стерео а бобинны Славич 550 метров вот так я музыку слушал
  Дата: 2014-09-12
  Добавил:  Сергей
Кроме общих дежурных фраз я ничего в этой статье полезного не нашёл!
Человеческое ухо слышит до 20 кГц, не болльше, а порой и меньше, если мне не верите, то поставьте генератор на высокочастотный динамик и постепенно повышайте частоту, сами удивитесь когда услышите не более 18 кГц.
То что звук чуть теплее на аналоговом оборудовании, то это лишь потому, что запись разбавляется фоном магнитной ленты и аппаратуры, а не частотами!
  Дата: 2014-04-23
  Добавил:  Александр
Согласен на все 100, но зря так про нашу родную Свему сказано. У меня Антонов до сих пор поет с нее и головка на Маяке-203м не менялась при моей жизни, а мне уже 32.
  Дата: 2012-03-23
  Добавил:  Юрий
Спасибо, интересно читать. Мне почти 30, и только сейчас начал активно (подчеркиваю) болеть катушечниками и вертаками. Это не просто хобби - это диагноз. Объяснять многим бесполезно, только сам "в дураках" останешься. Удачи всем.
  Дата: 2012-03-13
  Добавил:  Авиард
Полностью согласен
  Дата: 2012-02-05
  Добавил:  Константин
В чем-то согласен, по поводу звучания. И только совсем нового пласта.Однако Вы умалчиваете о том, что пластинка имеет скорости воспроизведения и самая лучшая техника на второй половине пласта практически беспомощна перед искажениями. Кроме того, трение убивает быстрее чем окисление. Японские компакт-диски выпска 1985 года у меня прекрасно играют, если бы Вы прослушивали винил с такой же частотой , что я свою "японию", они были бы в дырках)))
  Дата: 2011-03-13
  Добавил:  Евгений
Здравствуйте!
имею магнитофон Олимп -005 С
Но головки уже не первой свежести
подскажите где можно найти или чем заменить
я в электронике не разбираюсь
  Дата: 2011-03-04

Добавить комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Защита от
автозаполнения: 
 


 

При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна

© 2006-2017 www.radiolamp.ru

Счётчик тИЦ PR Яндекс.Метрика