На главную Прислать статью Форум Ссылки Обратная связь
 



Как не заблудиться в кабельных джунглях?

Кабели, кабели, кабели…

Вы поверите, что кабели могут зна­чительно влиять на характеристики аудио и видео систем?

Многие готовы заплатить огром­ные деньги за высококачественные колонки, современные усилители и различные компоненты системы, прежде чем обратить внимание на кабели. За последние десять лет мно­гие компании добились значительных успехов в области разработки аудио и видео кабелей для повышения качества за­писи и воспроизведения. Сторонни­ками компаний стали скептически настроенные инженеры, специалисты в области звукозаписи и любители, которые видели и слышали разницу.

Чтобы понять, как кабели могут повысить качество системы, необходимо учитывать значительный прогресс в области аудиотехники, за последние двадцать лет. Новые материалы и космические технологии подготовили почву для новых изде­лий. В динамиках стали применяться более мощные магниты, прочные диффузородержатели, гибкие подвесы и легкие, но жесткие диффузоры. Усилители строятся по более совершенной схемотехнике, имеют более мощные и стабильные источники питания и хорошее экранирование. У проигрывателей компакт-дисков появились расширенные функциональные возможности и улучшенные механические характеристики. Большинство разработчиков скон­центрировали внимание на повышении качества именно этих компонен­тов, не принимая во внимание соединительные кабели.

Между тем кабель работает как сложный пассивный фильтр со множеством характеристик. Они так же важны, как важны правильно выбранные покрышки для современного автомобиля, и их качество невозможно оценить отдельно. Они должны быть правильно подсоединены, сбалансированы и их нужно уметь правильно эксплуатировать. Кабели, являясь неотъемлемой часть комплекса, могут подчеркнуть его не­достатки, либо замаскировать их. Большинство инженеров рассматри­вают только два основных электриче­ских параметра кабеля: сопротивление (свойство проводов  препятствовать прохождению тока) и  емкость (жила и экран являются по сути, обкладками конденсатора, который может значительно влиять на частотную характеристику). Получа­ется, что любой кабель с малым со­противлением и умеренной емкостью будет удовлетворительно работать в системе. На самом деле это не так, (поскольку существует еще и индук­тивность, и другие параметры, зави­сящие от частоты, тока и времени. Хороший кабель должен удовлетво­рять многим требованиям (подчас абсолютно противоречивым) одно­временно, и его достоинства можно оценить, даже не обладая идеальным слухом. Высокие частоты передаются чисто, без искажений; средние - хо­рошо фиксируются в пространстве, бас естественный и глубокий. Звучание музыки приближается к оригиналу, многие слушатели отмечают ее есте­ственность и свежесть. Это не удиви­тельно, ведь человеческое ухо распоз­нает нюансы звучания очень четко, ведь тысячи лет слух был важен для человека при выслеживании добычи или распознавании сигналов опасно­сти.

Из истории

Двадцать лет назад американский аудио обозреватель Боб Фултон впервые опубликовал материал о влиянии соединительных кабелей на звучание аудиосистемы. До тех пор никто не принимал их всерьез - надежный контакт и нужная длина считались исчерпывающим перечнем характеристик любого изделия. Тема враз стала модной, в цветных журналах появились обзоры, тесты и теоретические выкладки, а торговые марки с добавлениями "wire" и "cable" стали плодиться с невероятной быстротой. И все же понадобилось еще почти десять лет, чтобы кабель перестал считаться аксессуаром и получил статус полноправного компонента системы...

Но и по сей день ни одно звено аудио-тракта не окружено таким мистическим ореолом, как аудиокабели. Почему при одинаковых объективных параметрах они звучат так непохоже? Как влияет на звучание материал проводника и изоляции? С чем следует бороться в первую очередь - емкостью, индуктивностью или сопротивлением? К сожалению, одновременно минимизировать все эти параметры невозможно, и обязательно приходится жертвовать одним или двумя из них, фундаментальная наука не в состоянии ответить на большинство вопросов (поскольку попросту не задавалась ими), и во многих случаях выводы делаются эмпирически по результатам прослушивания экспериментальных образцов. А они, в свою очередь, основываются на субъективном мнении экспертов. Вот почему изделия разных фирм так не похожи друг на друга: кто-то предпочитает медную моножилу, а кто-то, наоборот, серебряный литцендрат, у одних тройное экранирование сигнального проводника, у других оно отсутствует вовсе...

Секретные материалы

Лучшие специалисты в своей области изучали свойства металлов и диэлектриков, зависимость характеристик кабеля от формы и взаимного расположения проводников. Выяснилось, что решающее влияние на передачу музыкального сигнала оказывают два параметра - диэлектрическая проницаемость конструкции и скорость распространения сигнала. Первый позволяет судить о величине потерь при передаче, а второй - о широкополосности, динамике и уровне ГВЗ (групповое время задержки). Была разработана уникальная технология экструдирования проводника тефлоном (о ней ниже), позволившая добиться уникальных характеристик.

Для звуковых применений была найдена несколько другая геометрия кабеля. Это плоская лента, состоящая из нескольких групп медных проводников, расположенных строго определенным образом. Медь применяется исключительно бескислородная ОFС, ее чистота определяется классом изделия, а начиная с определенных моделей на ее поверхность экструдируется слой серебра. Сам проводник, в зависимости от назначения кабеля, может представлять собой либо моноструктуру прямоугольного сечения, либо плетение, состоящее из большого количества круглых жил. Плоские кабели не только более удобны для инсталляции (их можно спрятать под ковром, например, или обоями), но и обладают меньшим скин-эффектом и электромагнитным взаимодействием между отдельными проводниками. Но самое главное, что и индуктивность, и емкость такой ленты оказывается в 3 - 5 раз ниже, чем у любого другого кабеля традиционной конструкции. Напомним, что повышенная индуктивность ухудшает передачу низких частот, а емкость "режет" высокие. Происходит это из-за того, что кабель становится LС-фильтром, параметры которого зависят от выходного сопротивления источника и входной емкости приемника, причем особенно это заметно на видеосигнале, частота которого намного выше.

Вообще-то плоские кабели обладают повышенной индуктивностью, но благодаря точности изготовления каждого элемента и всего кабеля в целом удается полностью контролировать этот параметр. Это непросто и требует высоких технологий в полном смысле этого слова. Проводники полируются ультразвуком в среде инертного газа, а затем вдавливаются в тефлон. Контакт проводника с воздухом на всех этапах изготовления отсутствует, а параллельность проводников и расстояние между ними контролируется лазерными датчиками. При обнаружении малейших отклонений резак автоматически отрубает бракованный участок, и он отправляется в печь.

В самых качественных интерконнектах, а также колоночных, цифровых и видеокабелях применяется уникальная технология. Суть ее в том, что перед нанесением слоя тефлона на проводник последний оплетается тефлоновой ЖЕ нитью, препятствующей непосредственному контакту меди с внешней изоляцией, Таким образом, между ними образуется постоянный воздушный зазор, а воздух, как известно, является лучшим диэлектриком (его диэлектрическая постоянная Е = 1, у тефлона - 2,1). В результате Е межблочника, например, составляет всего 1,38. т.е. ненамного больше, чем у воздуха. Интерконнект состоит из моножил из бескислородной меди (99,999999%), распределенных на группы.



Комментарии к статье:

  Добавил:  валерий
автор-продажный дебил.
  Дата: 2015-01-02
  Добавил:  Евгений

Действительно, кабели оказывают определённое влияние на звучание
всей звуковоспроизводящей системы.Но это не значит, что они во всех
случаях его улучшают.Иногда-наоборот.Я испытывал разные фирменные
кабели.Не Van den Hool, конечно, но всё же...
И испытал большое разочарование.У всех кабелей подняты высокие и
завалены низкие.А некоторые увеличивают существенно интермодуля-
ционные искажения, которых однотактный ламповый усилитель почти не
даёт.Я применяю для связи с АС осветительные провода с медными
жилами.Всё звучит прекрасно!Конечно, направление распространения
сигнала играет роль.Нужно попробовать включить так и эдак. И оста-
вить так, как больше понравится.
  Дата: 2014-02-07
  Добавил:  Гуманитарий
Автор, очевидно, не учёл психологический момент, способность к самовнушению, и если очень хочется слышать совершенный звук при применении высокотехнологичных компонентов, то звук будет совершенным. Я не могу позволить себе дорогущий Hi-End, поэтому для меня аппаратик среднего класса начинает звучать более или менее музыкально. Я так думаю!
  Дата: 2014-01-05
  Добавил:  регент
Судя по всему, автор старательно вытер ноги о теорию длинных линий с их рассредоточенными параметрами и пришел к выводу о том, что "ухудшается передача низких частот" у "видеосигнала", частота которого "намного выше". Не спорю, современные соединительные кабели просто хороши. Но желательно. чтобы их пиарили минимально грамотные люди. Или как? С уважением!
  Дата: 2012-04-26
  Добавил:  максимильяныч
забыл есчо про направленность проводника на переменном токе рассказать,маркетолог хренов.....
  Дата: 2012-03-04
  Добавил:  RA0CFX
Опять о (99,999999%), медяшках и скорости распространения электронов в полтора раза превышающую скорость света... Ага, начитаны. Маркетологи проникли и сюда.
  Дата: 2012-01-17
  Добавил:  Tanker
Уважаемый автор, в вышеприведенной статье огромное количество ошибок и противоречий. Перед выкладыванием материала хотя прочитайте его...ну или хотябы школьный курс физики повторите....
  Дата: 2011-09-20

Добавить комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Защита от
автозаполнения: 
 


 

При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна

© 2006-2017 www.radiolamp.ru

Счётчик тИЦ PR Яндекс.Метрика