На главную Прислать статью Форум Ссылки Обратная связь
 



Немного теории лампового звука

     Принципиальным отличием хорошего лампового усилителя от транзисторного является отсутствие в нем ООС (обратная связь), которая не самым лучшем образом сказывается на звуке. В транзисторном усилителе не обойтись без ООС, так как для того, чтобы обеспечить даже скромные значения нелинейных искажений и приемлемое выходное сопротивление, усилитель на транзисторах должен как минимум иметь глубокие местные ООС. Каждый транзистор и усилитель в целом охвачены ООС. Каждый биполярный (или полевой) транзистор имеет последовательную ООС по току, которая образуется в результате падения части сигнала на внутреннем сопротивлении эмиттера (истока) транзистора.
     Специалистам хорошо известно, что эффективных средств для уменьшения нелинейных искажений высших порядков нет. Применение ООС ухудшает положение, так как с ее помощью искажения низших порядков преобразуются в искажения более высоких порядков. Отсутствие ясности и чистоты баса - это то, что в итоге имеет владелец усилителя (неважно, лампового или транзисторного), выходное сопротивление которого имитируется с помощью ООС.
     Присутствие музыкальном сигнале даже небольших по величине продуктов интермодуляции высших порядков вызывает у слушателя ощущение "металличности", жесткости, шероховатости, замутненности звучания, чаще всего такое звучание называют просто ненатуральным - все это свойственно транзисторным усилителям. На интуитивном уровне можно отдать предпочтение лампе, как вакуумному проводнику, перед имеющим кристаллическую структуру транзистором. Однако. кроме малоубедительных результатов прослушивания, данных, что транзистор при правильном его использовании звучит хуже, чем лампа, нет. В то же время среди разработчиков "хай-эндовых" усилителей постепенно сформировалось мнение, что дело вовсе не в транзисторах, а в ООС, без которой не обходится ни один усилитель на транзисторах. Стало ясно: ООС (отрицательная обратная связь) разрушает музыкальный сигнал.
     Объяснение это пришло, когда выяснилось, что в петле ООС циркулируют запаздывающие копии сигнала. Причиной образования этих копий стали сложные физические явления в проводниках и других используемых в усилителе элементах. Как это ни парадоксально, вред от ООС в усилителях оказался большим, чем применение в них такого анахронизма, как выходной трансформатор. Главное, что отличает ламповый усилитель, - это выходной трансформатор, который служит для преобразования низкого сопротивления громкоговорителя в оптимальное сопротивление нагрузки выходных ламп.
      В транзисторном усилителе оптимальное согласование возможно без применения трансформатора. Без трансформатора в ламповом усилителе трудно обойтись хотя бы потому, что с его помощью обеспечивается симметричная работа выходного каскада в режиме "тяни-толкай" (push-pull). В транзисторном усилителе этот режим может быть достигнут включением последовательно транзисторов разного типа проводимости. Лампу с противоположным типом проводимости, к сожалению, пока не изобрели. Если же усилитель на лампах выполнить в схемотехнике, близкой к транзисторным усилителям (то есть начать применять ООС), то преимущество ламп перед транзисторами будет сведено на нет.
     Косвенным подтверждением этого можно считать постепенное исчезновение с аудиорынка сложных ламповых усилителей типа "OTL" (с бестрансформаторным выходом) по цене от 4 до 10 тысяч долларов и одновременное появление на нем простеньких усилителей на триодах с трансформаторным выходом по цене больше 200 тысяч долларов.


Автор:   http://musicangel.ru



Комментарии к статье:

  Добавил:  Анод
Согласен с Сергеем по поводу выходного трансформатора - это сердце лампового усилителя и его главный недостаток. От этого трансформатора зависит работа всего усилителя. Этим мне и не нравятся ламповые усилители. Да и вообще так называемый ламповый звук это миф и развод благодаря которым делают большие деньги, бизнес как говорится.
  Дата: 2015-11-19
  Добавил:  Анод
О ламповом звуке нашел такую статейку: "Как бы приборы показывают, что транзисторные усилители лучше. А вот аудиофилы хвалят ламповые. Лампы при определённых условиях привносят в сигнал, в основном, чётные гармоники, приятные для человеческого слуха. Тогда как правильно спроектированный и построенный полупроводниковый усилитель вносит в сигнал практически незаметные для слуха искажения. Кстати, если взять правильно спроектированный ламповый усилитель с КНИ ниже 0,1%, то его звучание будет крайне сложно отличить от звучания полупроводникового усилителя. Пример: если довести до ума ЛОМО УО-4, или BEAG, то аудиофилы воротят от них нос: вот ерунда-то, ламповый усилитель, а звук - ни разу не ламповый! Поэтому-то для аудиофилов и делают ламповые усилители без общей ООС, а часто и однотактные, класса "А". С учётом характеристик большинства популярных триодов, КНИ может достигать 1,5-3%... Помнится, с фирмой Кодак в своё время произошёл казус: они совершенствовали свои цветные плёнки, добиваясь максимально правильной цветопередачи. И в результате стали резко терять свою долю на рынке, когда Агфа и прочие стали выпускать плёнки с гипертрофированной, "мультяшной" цветопередачей. В результате Кодаку пришлось, вслед за остальными, выпустить такие же плёнки для массового потребления, тогда как для профессионалов они продолжали малыми сериями выпускать "правильные" плёнки. Так же и с "ламповым" звуком - ни в одной студии лампового усилителя не встретишь. Звукооператорам искажения ни к чему, какими бы они ни были.
Есть полупроводниковые усилители, в состав которых включена специальная приставка, вносящая аналогичные искажения. На выходе получается вполне себе "тёплый ламповый звук". Пипл хавает.
  Дата: 2015-11-19
  Добавил:  Cергей
Самое сложное в ламповом усилителе - выходной трансформатор.Сейчас понимания этого не наблюдается. По молодости на меня, как на самого молодого в лаборатории "повесили" в том числе и намотку трансформаторов.Тонкостей в этом процессе оказалось очень много.Надоело тыкаться в слепую.Собрал точные копии усилителей схемы которого отрабатывали. Оставался в лаборатории до ночи, что-бы ни кто не мешал и не слушать дурацких советов.(Был такой старый анекдот о армянском радио.Вопрос - можно-ли изнасиловать женщину на Невском проспекте.Можно, но прохожие замучают советами.) Наматывал, собирал, замерял параметры, после чего впаивал в схему.В спокойной обстановке сравнивал звучание, со звучанием контрольного трансформатора.Перематывая перевел километры обмоточных проводов.К станку никого не подпускал. Коллег просил - Ребята! Напишите на бумажке, что Вы хотите получить и я Вам сам намотаю.Как не бывает одинаковой лампы или транзистора, так и не получалось совершенно одинакового трансформатора.Достаточно царапины на одном из роликов подающих провод - сколы изоляции и КЗ витки обеспечены. Трансформатор нужно выбрасывать или срезать обмотку и перематывать. Еще одно - перекрыть весь звуковой диапазон одним широкополосным усилителем это утопия типа - всех в колхозы или строительства коммунизма.Нужно миниум 2, лучьше три канала.Высокочастотный канал строится совсем по иной схеме.Другими деталями.Технология изготовления выходного трансформатора совершенно иная.Обмотки нужно секционоровать,для уменьшения емкостей.Тип материала сердечника должен быть совершенно иной.Намоточные станки давно уже сданы в металлолом.Медь с моторов срезана и продана.Так что господа меломаны, поздно Вам получилось родиться.
  Дата: 2012-03-10

Добавить комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Защита от
автозаполнения: 
 


 

При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна

© 2006-2017 www.radiolamp.ru

Счётчик тИЦ PR Яндекс.Метрика