На главную Прислать статью Форум Ссылки Обратная связь
 



Двухтактный усилитель на 6П43П-Е и 6Н1П

Oпубликовано в апреле 2010.Автор: Тимошенко Андрей г. Железногорск, Курская обл.

     При построении стереоусилителей с целью уменьшения габаритов часто используют в качестве силовых трансформаторов тороидальные. К построению лампового усилителя ЗЧ я подошел весьма радикально и все моточные компоненты нижеописанного аппарата в основе своей имеют тороидальный магнитопровод. Это пара выходников, пара дросселей и силовой трансформатор. Структурно схему устройства можно поделить на два блока:
1)Блок питания;
2)Каналы усиления.
     Рассмотрим блок питания (Рис.1).



     Обычно в качестве гасящих сопротивлений для подачи анодного напряжения на входные каскады используются простые резисторы. Их недостатки очевидны: большое тепловыделение и низкий уровень фильтрации. Куда предпочтительнее в этом случае использовать дроссели с необходимым активным сопротивлением обмотки. Для бОльшего разделения каналов питание входных каскадов каждого из каналов разделено своими дросселями, намотанными на одном магнитопроводе. Точнее – двухобмоточным дросселем. Выходные каскады, как видно по схеме блока питания, питаются от одного источника.
     Каналы стереоусилителя, естественно, идентичны. Один из них представлен на (Рис.2). Почему 6П43П-Е вместо традиционной 6П14П? Мое мнение совпадает со мнением в [1], эта лампа наиболее звучащая из ламп линейки 6П14П, 6П43П, 6П18П и им подобных. В качестве входной лампы применена 6Н1П, с ней усилитель показал себя наиболее тяжело звучащим, а именно эту цель я и преследовал. ВАХ лампы 6П43П-Е было найти непросто, единственный источник – [2].



     Схема двухтактная с фазоинвертором. Характерно, что выходная обмотка трансформатора Т2 электрически не соединена с «землей». В процессе настройки усилителя я подсоединял один из выводов вторичной обмотки трансформатора к земле, но разницы в звуке не нашел и потому оставил выход усилителя «в воздухе».
    В схеме отсутствуют элементы регулировки. У меня было около двух десятков ламп 6П43П-Е (еще с советских времен), и мне удалось подобрать лампы в пары. То же самое касается и триодов ламп 6Н1П.
    Монтаж усилителя навесной. Первыми паяются накальные провода. Затем резисторы, соединяющие накальные обмотки с общим проводом. Далее прокладывается общий провод. Он представляет из себя залуженый медный проводник диаметром 1 мм, но конечно же можно (или даже нужно!) и толще. Прокладка общего провода показана на (Рис.3) красным цветом. Жирными черными кругами отмечено расположение трансформаторов С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ корпуса. Дроссель с двумя обмотками монтируется эпоксидной смолой внутри корпуса под однообмоточным дросселем. Ламповые панельки к металлическому корпусу так же приклеены смолой. При аккуратном монтаже получается красивое и прочное соединение, причем без всяких болтов. Зеленым цветом отмечены области, в которых следует монтировать электролитические конденсаторы. Диодный мост обозначен на монтажной схеме коричневым цветом. Катодные электролитические конденсаторы обозначены оранжевым цветом. Длина всех соединительных проводов минимальна.



    О деталях немного. Все межкаскадные конденсаторы марки К73-9, неполярные конденсаторы в фильтре питания марки К73-17 (покупал когда-то под транзисторный усилитель, ну надо же их сейчас куда-нибудь девать). Шунтирующие конденсаторы диодов выпрямителя – марки КСО. Их так же полезно ставить в звуковой тракт. Электролиты в катодах выходных ламп фирмы SANWHA. Неполярные конденсаторы в катодах всех ламп так же марки К73-17. Данная расстановка марок конденсаторов по схеме выбрана в соответствии с [3]. Резисторы в цепях накала – углеродистые марки С2-33-Н2.
    Моточные данные силового трансформатора рассчитывались по методике, приведенной в [4]. Моточные данные дросселей приведены в (Табл.1). Магнитопровод дросселей имеет немагнитный зазор. Секции первичной обмотки выходного трансформатора соединяется последовательно. Секции вторичной обмотки-параллельно. Все моточные компоненты, кроме выходных трансформаторов, были изготовлены мной самостоятельно; намотать выходные трансформаторы я доверил профессионалам.



    Конструктивно усилитель выполнен в виде металлического шасси (220 на 300 на 40 мм) с открытым дизайном, то есть все лампы и трансформаторы выведены на поверхность. На передней панели отсутствуют какие-либо регулировки и выключатели, и вот почему: громкость регулируется в принципе на любом источнике сигнала, так зачем пропускать сигнал через еще одну деталь? Выключатель сетевого напряжения расположен на задней панели. Таким образом я избежал проводки сетевого провода через весь усилитель к передней панели, где обычно монтируется кнопка включения, тем самым существенно сократив уровень фона на выходах усилителя. То есть длина проводов внутри корпуса, по которым протекает сетевое напряжение, минимальна. Внешний вод усилителя представлен на (рис.4). Корпус его покрашен в желтый цвет из распылителя.





    Усилитель используется, как компьютерный. Даже с такой простой акустикой, как Microlab Solo-1 звук получается потрясающий, с на удивление сильным басом. Применение дросселей в питании каждого из каскадов усиления и грамотный монтаж позволили снизить фон до практически неслышимого уровня.
    Акустику Microlab Solo-1 пришлось немного переделать, так как только одна из колонок предназначена для непосредственного подключения к усилителю, то есть является пассивной. Вторую колонку, внутри которой находится родной микросхемный усилитель, следует разобрать, отвинтив радиатор от деревянного корпуса. Два провода, идущие от фильтра звуковых частот непосредственно к усилителя, следует отпаять от дорожек платы. Так же следует отпаять от выходных клемм-зажимов, предназначенных для подключения второй колонки, провода, соединяющие эти клеммы с выходом второго канала усиления на плате. Провода, идущие от фильтра звуковых частот, припаиваются к клеммам-зажимам. Таким образом мы получаем две пассивные акустические системы. Саму плату усилителя и трансформатор можно извлечь из корпуса колонки, а вот радиатор следует оставить, так как он служит частью корпуса колонки.
Литература:
1. Торпкин М.В. - Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками. - Наука и техника, Спб, 2006, 272 с.
2. http://www.audioportal.su/attachment.php?attachmentid=2588&d=1159185499
3. Дмитриев Д. - Оценка влияния переходных конденсаторов на звучание усилителя — Вестник АРА, Спецвыпуск, с. 15-17;
4. Мартынихин Г. - Расчет тороидальных трансформаторов – Радио, 1972, №3, с.42.


Автор:  Андрей Тимошенко  http://www.heavil.ru



Радиолампы, использованные в статье:
  1. 6Н1П
  2. 6П43П

Комментарии к статье:

  Добавил:  ZLO
Самого главного -- трансов выходных и нет. На фиг схема
  Дата: 2017-03-28
  Добавил:  Евгений
Да уж... Вот такими вот бездарными ораторами и кишат соцсети и некоторые тематические форумы. Знаний-ноль, в голове непонятная нормальным людям-аудиофилия в мозгу,а пять копеек нужно в какое-то место засунуть. Ну собрал автор, нравится ему-и всё! Зачем навязывать ему своё, абсолютно ненужное мнение. Ну и что, что у него выходные лампы включены пентодом и всё это без охвата обратной связью и без снижения усиления? Может быть он искал то-что хотел найти. Без уважения, Евгений.
  Дата: 2017-01-21
  Добавил:  Сергей
Большая часть картинок отклеилась !!!
  Дата: 2016-08-25
  Добавил:  Иван
6П43П и 6П14П разные лампы, смещение в катоде у первой около 25-30 вольт, напряжение АК номинальное 185-200 вольт.
  Дата: 2015-04-23
  Добавил:  Аматор
Спасибо автору усилка. Всё замечаиельно, оригинальные решения. Комментаторам с "алмазными дисками" и "лобзиками" - не позорьтесь своей дремучестью!
  Дата: 2015-02-16
  Добавил:  Старый пионер
Андрюша.Зачем закрасил трансформаторы
Зачем???
  Дата: 2014-03-01
  Добавил:  Анатолий
А кто нибудь из форумчан сам сделал
такой или аналогичный ламповый УНЧ?
Автор молодец, хотябы потому ,что
что-то делает. А вот никчемы всегда
таких ребят умели обгадить.
Без уважения,Анатолий.
  Дата: 2013-09-26
  Добавил:  Светлана
Уберите пожалуста эту клоунаду.
Смех и только.
  Дата: 2013-08-30
  Добавил:  ЛОМ
интересное дело, лампы вых каскада в пентодном включении, а ВАХ использовался значит триодный?
гы.
  Дата: 2012-12-05
  Добавил:  Ламполюб
Подскажите внутреннее сопротивление
6п43п, нигде не могу найти, все справочники перерыл.
  Дата: 2012-12-01
  Добавил:  Валерий
Иликтрик,-спокойнее,реч идет о дросселях в блоке питания.В этой схеме косяк- лажа в неодинаковой нагрузке триодов 6н1п,-левый триод загружен более чем в два раза больше чем правый,за счет параллельного 33к,который по переменке соединен параллельно анодной нагрузке левого триода.
  Дата: 2012-10-26
  Добавил:  Иликтрик 12,5 разряд
Дебилы, в выходных трансах в пушпульниках зазор не нужен, так как постоянный ток в полуобмотках течет навстречу и магнитные поля компенсируются и подмагничивания в случае идентичности обмоток и токов в них нет.
  Дата: 2012-08-12
  Добавил:  Владимир
Чем автор конструкции сделал зазор на торах? Тут требуется лазер или алмазный диск?
  Дата: 2012-08-01
  Добавил:  Антон
Технология изготовления зазора на тороидальном сердечнике гениально проста! Берёте лобзик с пилочкой для металла, смачиваете машинным маслом и вперёд! Пилите Шура, пилите и Вам понравится процесс конструирования усилителя на архаичных электронных лампах. Во время работы размышляйте о вечном! Удачи!
  Дата: 2012-08-01
  Добавил:  Владимир
Полный аналог лампы 6п43п - 6п14п, 6п18п.
  Дата: 2012-05-21
  Добавил:  Александр
Можно ли просто менять 6п14п на 6п43п?
  Дата: 2012-03-04
  Добавил:  Антон
Все здорово, но как первый дросселя на торах не влетют в насыщение? Если пропилен зазор, то упоминать об этом надо...
  Дата: 2011-02-06
  Добавил:  Артем Артемыч
Схема понравилась простотой и понятностю.На днях попробую повторить в макете .Понравиться,соберу в корпусе,сфотографирую и выложу на форуме!
  Дата: 2010-11-20

Добавить комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Защита от
автозаполнения: 
 


 

При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна

© 2006-2017 www.radiolamp.ru

Счётчик тИЦ PR Яндекс.Метрика