На главную Прислать статью Форум Ссылки Обратная связь
 



Однотактный высококачественный ламповый усилитель мощности
   Эта статья продолжает наш разговор об однотактных усилителях мощности. Как вы видите, схема усилителя почти ничем не отличается от схемы усилителя, опубликованной в моей статье в журнале "Радиолюбитель" №9 за 2003 год.

   Автор схемы, А.И.Манаков, detector@surguuttel.ru построил усилитель на двух пальчиковых лампах 6Н2П и 6П43П. Многие радиолюбители, повторившие этот усилитель, были приятно удивлены его мягким естественным звучанием при относительной простоте схемотехники и невысокой стоимости комплектующих элементов. Однако вопросы, поступающие регулярно после публикации, касаются, в основном, двух вещей: выходной мощности и применяемости ламп с октальным цоколем.

   Идя навстречу пожеланиям радиолюбителей, и после консультаций с А.И.Манаковым, предлагаю следующий вариант усилителя.

   Схема одного канала усилителя, а также блока питания для обоих каналов, приведена на рисунке.

Принципиальная схема одного канала усилителя, а также блока питания для обоих каналов

Рис. 1. Принципиальная схема одного канала усилителя, а также блока питания для обоих каналов

   Основных отличий два, это повышенная выходная мощность, около 4 Вт на канал, и кенотронное питание, благотворно влияющее на звучание.

   Входной сигнал поступает на сдвоенный переменный резистор, являющийся регулятором громкости. Я применил ALPS, но ввиду его высокой стоимости можно применить любой, желательно проволочный резистор, группы "В" (логарифмическая зависимость). Можно применить два отдельных регулятора громкости, по одному на каждый канал.

   В качестве лампы предварительного каскада выбран один из лучших (с моей точки зрения) отечественных малосигнальных триодов - 6Н9С. Обе половинки лампы включены параллельно. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы, что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношения сигнал/шум. Настройка каскада заключается в установке на катоде лампы 6Н9С напряжения в пределах 1,3-1,5 вольта, подбором резистора R3. Резистор R4 выбран по наилучшему качеству звучания. Если вы захотите применить другой триод, например 6Н8С, то сопротивление резистора R4 будет 20-25 ком, и в этом случае опять придется подбирать резистор R3. Лампа 6Н8С звучит более аналитично, у нее меньший коэффициент усиления (21 против 70 для 6Н9С), но может быть такой звук кому - нибудь понравится больше. Выбор за Вами.

   Выходной каскад выполнен на лучевом тетроде 6П13С, включенном триодом. Именно триодное включение наиболее оптимально с точки зрения качества звучания. Выходной каскад особенностей не имеет. Единственное, что придется сделать, это подобрать с помощью резистора R8, ток через лампу в пределах 60-65 ma. Этот резистор можно составить из двух, параллельно соединенных резисторов, например по 1 ком 2 вт. Если есть желание, можно применить распространенную лампу 6П3С или 6П7С. Ток покоя выходного каскада в этом случае должен быть в пределах 70-75 ma. Однако хочу заметить, что в этом случае уменьшится мощность до 2х Ватт (при применении 6П3С) и увеличится суммарный коэффициент гармоник усилителя. Я пробовал лампу 6П7С и хочу отметить, что звучит она неплохо. При ее применении резистор в цепи автоматического смещения подбирается в пределах 220-230ом 2вт, а резистор между второй сеткой и анодом в пределах 150-230ом 2вт. Ток покоя в этом случае составит около 70 ma. Выходная мощность усилителя в этом случае будет около 3вт на канал.

   Теперь о деталях. От качества разделительного конденсатора С3 зависит звучание усилителя в целом. Я применил Jensen, а из отечественных можно применить К71, К78, К73, К40У-9, К40У-2, К42У-2 на соответствующее напряжение от 250В.

   Конденсаторы постоянной емкости, шунтирующие электролитические, в цепях автоматического смещения ламп - пленочные. Шунтирование электролитов конденсаторами постоянной емкости улучшает звукопередачу в области высоких частот.

   Емкость этих конденсаторов может быть на один- два порядка меньше емкости электролитического. Конденсаторы, шунтирующие электролитические в цепях питания, можно применять К73; К77, а сами электролиты в фильтрах блока питания - Teapo, Samsung и т.д. В цепях автоматического смещения ламп, электролитические конденсаторы старайтесь применять наилучшего качества, например Black Gate. При их применении, можно отказаться от шунтирующих емкостей вообще.

   Выходной трансформатор TW6SE московской фирмы "Аудиоинструмент". Зайдя на сайт фирмы по адресу www.audioinstr.h1.ru , вы можете посмотреть и заказать интересующие Вас лампы, трансформаторы, дроссели, ламповые панели и т.д.

   Постоянные резисторы Р1-71 с допуском 1-2%. Можно применить ВС, а также и более распространенные типа С2-33Н или МЛТ, соответствующей мощности.

   Есть ряд вопросов, касающихся колпачка, надеваемого на анод лампы 6П13С. В радиолюбительской литературе много предложений по этому поводу. Я в своих конструкциях давно и с успехом применяю наконечники свечных проводов от любого легкового автомобиля. За счет конструкции наконечника, контакт получается плотным и надежным, и что немаловажно, можно изменять его внутренний диаметр, так как для разных ламп - он разный. Если наконечник плохо паяется, примените флюс для пайки изделий из стали или цветных металлов.

   Блок питания выполнен на кенотроне 5Ц3С (5Ц4С,5U4G). Применение кенотронного питания, по сравнению с диодами, делает звучание усилителя более теплым и связным.

   Попробуйте, и убедитесь в этом сами. Много статей написано по поводу кенотронного питания, поэтому я не буду вдаваться в подробности. Трансформатор питания имеет четыре вторичных обмотки. Две из них питают накалы ламп первого и второго канала усилителя, одна - питание кенотрона, а анодная, с выводом средней точки, рассчитана на 300v х 2 при токе 200 ma. В первом приближении, сколько вольт на обмотке трансформатора, столько и на выходе ,после дросселей и конденсаторов питания.

   Дроссели можно использовать ДР-2ЛМ, ДР-2,3-0,2 от чёрно-белых телевизоров, унифицированные Д 21, Д 31, данные тех и других находятся на сайте igdrassil.tk.

   Дроссели, используемые мной в данной схеме, тоже от "Аудиоинструмента". Индуктивность их 5Гн, рассчитаны они на ток 300 ma.

   Монтаж усилителя выполнен навесным способом, максимально использованы выводы самих деталей и контакты ламповых панелек. Земляная шина выполнена медным одножильным проводом диаметром 0,8 мм и имеет контакт с шасси в одной точке, рядом с входом. Провода, идущие к накальным выводам всех ламп, должны быть перевиты между собой. Это нужно для уменьшения фона переменного тока. Для этой же цели служат и резисторы R9-R12. Также нужно перевить провода, идущие от входного разъема к регулятору громкости. В качестве этих проводов я применяю тоже одножильные, диаметром 0,4-0,7мм, каждый из которых (для защиты от короткого замыкания) изолирован шелковой изоляцией (применяется тонкий шнурок для обуви).

   В заключении хочу сказать о том, что данный усилитель не просто схема, а реально изготовленный и прекрасно зарекомендовавший себя аппарат. Я его использую уже около трех месяцев и очень доволен его звучанием. Для тех, кто считает что 4 Вт на канал мало, скажу, что в комнате, площадью 16 квадратных метров при использовании акустики KEF Q1 (чувствительность 91 Дб), усилитель развивает звуковое давление, соизмеримое со звуковым давлением, развиваемым транзисторным усилителем, мощностью 40 вт на канал (это результаты субъективной оценки моих друзей - музыкантов). Но звук другой. Усилитель прекрасно чувствует малейшие нюансы звучания инструментов или голоса и как-бы "дышит" (простите меня, если сравнение не очень корректное). Звук его не утомляет, его хочется слушать и слушать.


Пузанов В.С., г.Брянск, Россия



Радиолампы, использованные в статье:
  1. 6Н9С
  2. 6П13С
  3. 6П7С
  4. 5Ц3С

Комментарии к статье:

  Добавил:  777
Max, совершенно верно, надо собирать одну схему два раза, то есть два усилителя.
  Дата: 2015-12-17
  Добавил:  Max
Ребят, такой вопрос, если я хочу иметь стерео, подключать к компу тоесть, мне фактически нужно всю схему повторить 2 раза в одном корпусе???
  Дата: 2015-03-11
  Добавил:  петя
Два триода в параллель-не ест карашо.Большая Миллеровская емкость.
  Дата: 2015-01-20
  Добавил:  Александр
можно ли поставить двухтактный транс или нет и если можно как вктючить
  Дата: 2014-01-02
  Добавил:  петя
а какой на питание трансформатор взять у аудиоинструмента или в истоке?
  Дата: 2013-08-11
  Добавил:  Михаил
Подскажите, кто какие использовал R1 и С3
Подойдёт ли на 6п13с выходной трансформатор ТВ3-1-9 на торе?
  Дата: 2013-03-26
  Добавил:  Валера Жуков
Усилитель шикарно играет! 6н9с лучше на два канала. 6п13с замечательно играет, 6п7с добавляет больше низов, даже слишком. 6п3с лучше в РР. Но новые лампы надо " прожаривать" часов 30-50.
  Дата: 2013-01-31
  Добавил:  Вадим
1н плюс 6п13с- фона нету неграми, вплотную ухо подносил к динамикам!!!
на 6ф3п немного слышно, ну у него я и дроссель не использовал.
  Дата: 2012-12-08
  Добавил:  Вадим
либо усилитель отстой либо я не правильно что то где то собрал!
до этого слушал однотактный на 6ф3п Манакова с автосмешением, колонки 50ас-022 оригинал(поролон) сижу вкл оба усилка, на 6ф3п громче в 2 раза басы лучше звук приятнее. непонятно)
хотя на 6п13с выходная 4вт а на 6п3с 2.7вт
почему этот усилок проигрывает по звуку басу громкости усилителю на 6ф3п, что я мог сделать не так, где искать косяк? или его нет?
где можно задать вопрос автору?
сигнал от 1го источник, колонки одни.
6п13с того динамик качает,а басса нет, выходной tw6se
  Дата: 2012-12-08
  Добавил:  Владимир
Это пока набор радиодеталей! Высококачественным он будет при наличии высококачественной звуковоспроизводящей колонки.
  Дата: 2012-05-23
  Добавил:  vasilich
А этот усилитель громче будет играть?
http://tube-audio.ru/odnotaktnieusiliteli/5-parallelniy-807.html
  Дата: 2012-05-10
  Добавил:  Platon
Собрал 6н9с и 6п3с, работает замечательно.
  Дата: 2011-12-28
  Добавил:  Кардан
собрал подобную схему, но по схеме своей, лампы ставил 6П13С, 6П6С, 6П44С, звучат очень хорошо!:), звук воздушный лёгкий, мягкий, в общем ламповый:), по схеме, первая лампа, анодный резистор лучше ставить 47кОм, выходные ёмкости можете менять, будет менятся звучание и так вы сможете подобрать звук на свой характер, для 6П13С ставьте 510-540 Ом 2Вт, вроде и всё что могу сказать Удачи в сборке ламповика!:)
  Дата: 2011-09-10
  Добавил:  nikolya2011
В книге М.В.Торопкина "Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками",есть еще схема Манакова на 6н9с и 6п13с,с фикцированным смещением!Какая лучше, не знаю!
  Дата: 2011-07-17
  Добавил:  марцис
poslidnij variant 2x 6p36s,paralel.razkacka 6p6s,vhodnoi srpp na 6n2p.zvucit norm....,anod 530V,Ianoda 2x70ma.
  Дата: 2011-05-19
  Добавил:  Витя
Марцис прав на 100%.
В анод 6Н9С ты-бы ещё 1ком поставил, ну точно, амплитуды вольт 500-бы получил. Не смешно?! Безграмотно!
  Дата: 2010-06-21
  Добавил:  anvar8808
Работает великолепно
в конце по 2 лампы.
Все качество звука только от правильного монтажа.
До этого собрал 5 схем по РР--ни какой микродинамики.
А на SE звук ожил,да еще как!
  Дата: 2010-05-25
  Добавил:  марцис
ne rabotajet,kaknado,ja delal na 6p3s
  Дата: 2010-02-07
  Добавил:  марцис
srpp-zvukj luche
  Дата: 2010-02-07

Добавить комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Защита от
автозаполнения: 
 


 

При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна

© 2006-2017 www.radiolamp.ru

Счётчик тИЦ PR Яндекс.Метрика