На главную Прислать статью Форум Ссылки Обратная связь
 



Макетные платы для ламповых УМЗЧ

Oпубликовано в мае 2010. Автор: Тимошенко Андрей г. Железногорск, Курская обл.


      Предлагаемые платы автор рекомендует использовать для отработки режимов в каскадах усилителей ЗЧ на октальных или пальчиковых лампах. В таком макетном варианте выполнения каскадов удобно поэкспериментировать с выбором компонентов, проверкой эффектов, достигаемых введением цепей и петель отрицательной обратной связи, проверкой выполнения требований к фильтрующим элементам в цепях анодного питания, а также устойчивости усилителей.
      При разработке всякого электронного устройства, в том числе и лампового усилителя или гитарной приставки, следует учитывать, что многие детали и электронные приборы имеют существенный разброс параметров и характеристик. Например, приемно-усилительные лампы, имеющие одинаковое название, но выпущенные разными производителями, по достигаемому с ними звучанию заметно разнятся. Наблюдаются различия и у ламп, выпущенные одним производителем, но в разные годы. Поэтому в процессе проектирования и настройки ламповой усилительной аппаратуры целесообразнее проводить эксперименты, используя макетную монтажную плату. Макетную плату с успехом можно использовать и для изготовления законченных конструкций — вряд ли некоторые свободные монтажные площадки способны ухудшить вид конструкции. Такие платы оказываются почти универсальными и для макетирования каскадов усилителей с различными видами местной и петлевой ООС.
     Очень многие спорят о монтаже. О навесном и печатном. Листая форумы, можно однозначно прийти к мысли, что печатный монтаж в ламповом деле - зло, что он способствует росту монтажной емкости и прочим нехорошим вещам. Но так ли все плохо? На печатном монтаже мы, как минимум, получаем надежность этого самого монтажа, он не болтается на воздухе. Печатная схема более приспособлена к ремонту и переделке, да и разобраться в ней намного проще. Но все это, конечно же слова, и на тех же форумах со мной легко поспорят тысячи с паяльниками. Но в пользу печатных плат есть одно но, правда - большое. Ремонтируя, да и просто вскрывая посмотреть импортную ламповую аппаратуру, а так же листая немецкие аудиосайты, я обратил внимание на один весьма непривычный для "нашего" ламповика факт - навесной монтаж в этих конструкциях отсутствует, либо весьма незначителен. На самом деле - откройте корпус лампового комбика Randall, Marshall - и вы найдете там ламповые схемы с печатным монтажом. Это эстрадная аппаратура. Но и в домашней есть множество прекрасных ламповых конструкций с печатным монтажом: Manley, McIntosh и прочие. Так что в профессиональной практике печатный монтаж куда востребованнее. Наличие навесного монтажа в некоторых импортных конструкциях объяснить просто. При больших выходных мощностях (более 50 Вт на канал), как правило, применяют схемы с повышенным напряжением питания. Действительно, при напряжении в цепи более 600 вольт применять печатный монтаж, мягко говоря, небезопасно. Но в остальных случаях печатный монтаж более чем оправдан.
      В процессе миниатюризации конструкций ламп наибольшее распространение получили так называемые октальные и пальчиковые лампы. На рис. 1 показан примерный варианты схем усилителя, выполненного на октальных лампах. Почти всегда в большинстве случаев входным усилительным элементом ламповой схемы являлся (и является по сей день) триод. В современном построении усилителей наиболее популярны полностью триодные схемы. Широкий выбор двойных триодов (мощных – в том числе) позволяет макетировать разнообразные схемы на одной плате, так как в подавляющем большинстве случаев эти схемы типовые. То есть входной и драйверный каскады с автоматическим смещением, балансный фазоинвертор ( в случае двухтактного оконечного каскада) и сам выходной каскад.



     Поэтому для макетирования ламповых усилителей можно предложить печатные платы, варианты которых изображены на рис. 2 и рис. 3. Размер плат — 60?185 мм для первой и 60?185 мм — для второй.





     Первая из них предназначена для установки в ламповые панели двух двойных триодов пальчиковых ламп 6Н1П, 6Н23П, 6Н6П и других аналогичных. Вторая плата предназначена для макетирования схем на октальных лампах, например – Рис.1. В случае если компонент, через который непосредственно проходит сигнал или питающее напряжение, не используется, то на его место впаивают проволочную перемычку. Отверстия на плате предназначены для фиксации выводов деталей и монтажных проводов, а также для монтажа элементов цепей ООС. Вместо резисторов в фильтре питания вполне допустимо впаивание выводов дросселя.
     Все компоненты, за исключением панелей для радиоламп, размещены с тыльной стороны печатной платы и через отверстия припаяны к контактным площадки печатных проводников, со стороны которых размещены ламповые панельки и их выводы припаяны непосредственно к печатным проводникам. Плату с таким расположением деталей удобно устанавливать в открытый корпус, то есть когда лампы на виду, а остальные компоненты спрятаны. К тому же радиолюбитель может испытывать трудности при пробивке щелей для установки в плату октальных панелек с плоскими выводами. Не забывайте, что панельки находятся по одну сторону печатной платы, а остальные компоненты схемы - по другую – именно поэтому на рисунке печатной платы панельки пересекаются с конденсаторами, хотя при монтаже этого не происходит. Накальные цепи выводить витой парой сразу от панелек. Входная земля отделена от земли выходной и питания, предусмотрена возможность их соединения короткими перемычками, либо по принципу звезды. Предусмотренные на печатных платах размеры межкаскадных конденсаторов удовлетворяют размерам большинства широкораспространенных конденсаторов.
     В нескольких цепях предусмотрено параллельное включение двух-трех компонентов: либо резисторов в цепях анода (если того требует их рассеиваемая мощность), либо резисторов и конденсаторов, стабилитронов в цепях катода для установления требуемого напряжения смещения. Так же в катодные цепи удобно устанавливать на плате переменный резистор для плавной регулировки режима лампы. Как вариант, эти места в анодных цепях можно использовать для двух резисторов с разными номиналами, установленных заранее и затем оперативно подпаиваемых вторым выводом. Для монтажа ламп на печатные платы применим октальные панели ПЛ8-1К. Прижимное кольцо, которым они комплектуются, конечно, не используется. Вообще, на плате лучше устанавливать панели, предназначенные для монтажа на печатных платах, а не организовывать поверхностный монтаж; это ПЛК8-2ПВ и ПЛК8-2ПО. Для пальчиковых ламп применены панели ПЛ9-1к с удаленным металлическим ободом, хотя вообще удобнее всего монтировать ПЛ9-0п, эти панельки изначально предназначены для монтажа в печатную плату.
     Отверстия в печатных платах можно рассверливать сверлами разного диаметра, в зависимости от толщины выводов панелек, резисторов, конденсаторов и прочих комплектующих.
     Вернемся к схемам ламповых усилителей. В рассмотренном на рис. 1 варианте усилитель имеет мощный каскад лампы VL2 с трансформаторной нагрузкой. Конденсатор С14 и резистор R16 могут образовать цепь общей ООС, которую соединяют навесным монтажом. Общее усиление каскадов не очень велико (второй каскад — фазоинвертор с разделенной нагрузкой — имеет усиление около единицы), поэтому от цепи ООС можно отказаться, она приведена в качестве примера. Так или иначе, ООС может существенно повлиять на звуковоспроизведение; в конечном счете выбор за вами: "ламповый" звук или "транзисторный", теплый, живой или точный. Тем не менее, в большинстве случаев ООС компенсирует огрехи при установке рабочей точки лампы; для этого и созданы макетные платы. По моему мнению, лучше находить устойчивые и достаточно линейные режимы ламп, позволяющие обходиться без ООС. Настройка данного усилителя осуществляется подбором резисторов R8, R9 (если напряжение анодного питания окажется неоптимальным), регулировкой подстроечного резистора R5, а так же установкой требуемого режима выходных ламп путем подбора катодных резисторов R14 и R15.
Возможный вариант усилителя на пальчиковых лампах, показанный на рис. 4, представляет собой каскады предварительного усилителя на пальчиковых лампах 6Н1П с дифференциальным выходным каскадом (фазоинвертор с катодной связью). Такой каскад создает достаточную амплитуду парафазных сигналов для возбуждения мощного оконечного каскада, способного обеспечить в нагрузке мощность до десятков ватт и размещаемого на отдельной плате или непосредственно на шасси конструируемого блока усилителя. Предварительные каскады можно настроить и протестировать в данном случае с помощью такой макетной платы или использовать ее в законченной конструкции.



     Настройку макета можно осуществлять подбором резисторов R8, R11 (их вполне возможно заменить переменными). В подобном варианте усилителя лампу 6Н1П можно заменить октальной 6Н8С, используя соответствующую макетную плату.
nbsp    Дабы не быть голословным. Привожу ссылки на фото именитой ламповой аппаратуры с печатными платами внутри:
1) http://www.jogis-roehrenbude.de/Verstaerker/GU50-Grommes/GU50.htm
2) http://www.jogis-roehrenbude.de/Leserbriefe/Roessler-Amp/Bauanleitung.htm
3) http://www.jogis-roehrenbude.de/Verstaerker/Klaus-6L6/Klaus-6L6.htm
4) http://www.hiendcentre.ru/news/detail/259/
5) http://heavil.ru/Randall.html
6) http://www.classicaudio.ru/static.php?type=articles_mc275
7) http://soveng.ru/index.html?pub_asket_1_new_iron_technologies.html


Автор:  Андрей Тимошенко  http://www.heavil.ru



Радиолампы, использованные в статье:
  1. 6Н9С
  2. 6Н1П

Комментарии к статье:

  Добавил:  nikiselev
где набраться клемников для аккуратного монтажа .считаю что печатка в разумных пределах никак не вредит качеству звука.
  Дата: 2013-12-13
  Добавил:  Андрей
Печатный монтаж дешевле, но не удобней. Хорошо делать на печатных платах предварительные усилители, где напряжение не превышает 200-250 вольт, боже упаси делать выходные каскады с печатным монтажом, при случайном отсутствии нагрузки пробои идут, даже если между дорожками 3-4 миллиметра зазор. Проверено неоднократно. Ну и печатная плата больше двух трёх перепаек элементов не выдержит, дорожки отслоятся.
  Дата: 2013-08-16
  Добавил:  nik 3
и печатка и навесной вразумных пределах. хороших клемников найти проблема , в подвале поставил вертикально полоску фольгированного разместил 10 деталей навесному свободней и вид приличный.
  Дата: 2012-11-22
  Добавил:  Сергей
Хорошего качества стеклотекстолит вполне пригоден.Мне нравится комбинация - Земля и шины на фольге, все остальное на штырьках. Беда в том,что ламповые панельки нагреваются так что припой вытекает.Лучьше вообще не мудрить и сделать макетное шасси.
  Дата: 2012-07-22
  Добавил:  Владимир
И сколько перепаек эта фольговая полосочка выдержит. Макет на то и макет, потому что позволяет неоднократно перепаивать детали. Какая-же она макетная, если уже предполагает постоянное размещение деталей? При настройке их предполагается менять. При единичном изготовлении печатный монтаж невыгоден.
  Дата: 2012-04-29
  Добавил:  Игорь
Печатный монтаж, просто, обусловлен серийным производством ...
  Дата: 2010-10-06

Добавить комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Защита от
автозаполнения: 
 


 

При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна

© 2006-2017 www.radiolamp.ru

Счётчик тИЦ PR Яндекс.Метрика